banner1.pnggerb.png

/Новости(ОРВО)

Семьям, которые столкнулись с диагнозом сахарный диабет, поможет адаптироваться к новым условиям проект «Школа равного наставничества» 11.03.2024

Семьям, которые столкнулись с диагнозом сахарный диабет, поможет адаптироваться к новым условиям проект «Школа равного наставничества»

Областная общественная организация «Объединение больных сахарным диабетом» при поддержке Правительства Вологодской области в течение 2023-2024 гг. реализует проект «Школа равного наставничества» для семей, которые столкнулись с диагнозом «сахарный диабет».
Сахарный диабет первого типа – неизлечимое заболевание, компенсируется только с помощью ежедневных инъекций инсулина, многократных замеров уровня сахара крови, точного подсчёта углеводов в пище, соблюдений рекомендаций врача.
Для успешной адаптации к новым условиям жизни человеку с сахарным диабетом и его близким важны два условия: знания о заболевании и поддержка. Трудность в том, что часто члены семьи, узнав о диагнозе, находятся в непростом эмоциональном состоянии, и в этот же период им нужно изучать большой объём новой информации.

На помощь приходят волонтёры-наставники общественной организации: мамы детей, живущие с диагнозом «сахарный диабет» продолжительное время. Они грамотно подходят к процессу компенсации, готовы учиться и делиться опытом с теми, кому нужна помощь.
Замысел проекта родился на основе запроса новых семей – встретиться и пообщаться с теми, кто живёт с диагнозом давно, уже научился встраивать в повседневную жизнь все необходимые процедуры и прошёл путь принятия заболевания.
Рядом с опытными родителями семья, недавно узнавшая о диагнозе ребёнка, учится «дружить» с заболеванием, когда взрослые и дети приобретают новый жизненный опыт, учитывая необходимые условия.

На первых порах наставник много времени общается с семьёй, отвечая на простые вопросы и помогая сориентироваться в ситуациях, которые раньше не требовали особого внимания, но теперь оказываются сложно разрешимыми.
Правильно посчитать еду: как комбинировать продукты, чтобы замедлить рост сахара в крови, или напротив, что лучше использовать, если уровень сахара снизился, и срочно требуется коррекция.
Вовремя и регулярно проводить замер сахара и вводить укол: что можно сделать для уменьшения болезненности от прокола и уколов, как объяснить малышу необходимость процедур или договориться с подростком.
Посещать детский сад или школу: что должно быть у ребёнка с собой, к кому обращаться за помощью, как построить взаимодействие с педагогами.

Помощь в форме патронажа эффективна, поскольку те, кто нуждается в поддержке, видит в наставнике такого же родителя, как он сам.
Взаимодействие фактически идёт на равных, ответственность за разрешение ситуации тоже двусторонняя. Задача волонтёра – помочь, наметить пути решения, рассказать о возможностях и в результате работы – отпустить семью в «самостоятельное плавание». Задача родителя – помощь принять, задать вопросы, сформулировать трудности, действовать.

За каждым разговором, каждой встречей стоит большая работа и ответственное отношение, поскольку наставнику необходимо наладить контакт, прояснить трудности, быть открытым и доброжелательным, грамотно и деликатно слушать и рекомендовать, соблюдая границы и оставляя возможность для активных действий подопечных.
Маленькими шагами семьи возвращаются к той жизни, которая была привычной до постановки диагноза: прогулки, общение, учеба, работа.
Все наставники нашей организации проходят необходимое обучение, слушая лекции врачей-эндокринологов, участвуя в практических семинарах, постоянно актуализируют знания по компенсации сахарного диабета и развивают коммуникативные навыки.

Проект «Школа равного наставничества» отличает комплексный подход к патронажу семей. Кроме волонтёров, к активной работе подключаются психологи, которые проводят индивидуальные консультации и групповые встречи для родителей и подростков.
В результате общения со специалистом подопечные отмечают снижение тревожности, улучшение эмоционального фона в семье, готовность найти силы, чтобы справиться с ситуацией. Взрослые осваивают способы распределить ответственность за компенсацию заболевания, учатся поэтапно передавать знания и умения подрастающим детям.
Встречи в малых группах особенно ценны тем, что родители находят «своих по духу», встречаются с родителями, у которых ребёнок того же возраста, похожего склада характера, выясняют, что дети учатся в одной школе или семьи живут в одном районе. Общаются, делятся опытом, вместе приходят на мероприятия, обсуждают актуальные вопросы в близком кругу.

Ещё одно направление работы проекта – помощь в выстраивании диалога между семьёй и образовательным учреждением. Часто в растерянности находятся не только родители, но и учителя школ, воспитатели детского сада, когда ребёнок после установки диагноза приходит в коллектив.
Безусловно, в некоторых ситуациях дети с сахарным диабетом требуют особенного внимания, но в целом они так же, как их ровесники, могут и должны учиться, заниматься физкультурой, развивать свои творческие и интеллектуальные способности.
В школах и детских садах, которые посещают дети с сахарным диабетом проводятся лекции для педагогов «Основные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов с сахарным диабетом в образовательных учреждениях». Приглашённый врач-эндокринолог грамотно и доступно рассказывает о специфике заболевания и оказании адекватной помощи в критических ситуациях. Учителя и воспитатели могут задать вопросы врачу, уточнить порядок действий.
Таким образом, снижается напряжённость в общении между родителями, педагогами и ребёнком, налаживается продуктивное взаимодействие, в рамках которого у всех участников намечены свои зоны ответственности и готовность совместно находить лучшие решения для адаптации вновь заболевших детей в коллективе класса или группы.

Можно утверждать, что проект будет жить, развиваться, расти, поскольку общение наставников и подопечных часто продолжается и за пределами работы в проекте. Дети начинают дружить, мамы общаются, и многие принимают участие в жизни общественной организации: придумывают форматы мероприятий, реализуют интересные формы совместного досуга. Участники проекта рассказывают о работе наставников другим жителям нашего региона, сами приходят в команду волонтёров, желая поддержать эстафету добра.
Информация предоставлена организацией «Объединение больных сахарным диабетом».

Посмотреть видеоролики